January 28, 2023

Почему на работе возникает злость?

Злость - это эмоция.

Проработав почти 5 лет, я начал понимать основные причины этого состояния.

Злость возникает в основном по двум причинам: незнание и несправедливость.

Что я подразумеваю под незнанием?

Это ответственная задача, на которую у тебя нет в данный момент четкого решения. Так как на враче лежит огромная ответственность, которая воспитывается ещё с детства, ведь здоровье это один из самых важных аспектов в жизни, то любые ошибки воспринимаются как личное поражение и некомпетентность. Даже если у тебя возникает желание решить проблему, то порой не хватает инструментов, а их поиск требует огромных ресурсов, главным образом времени. Отсюда и выходит, что если пациент не понял, требует сделать что-то немедленно или перед тобой сложный непонятный случай, то ты скорее всего найдешь повод как его обвинить (не пришёл вовремя, не читал рекомендации, запустил болезнь и т.д.), а не начать поиск решения проблемы. Перспектива поиска знаний и затраты огромного количества времени пугает, вызывая злость.

Лечится это знаниями, правильной расстановкой приоритетов. Например, для себя я принял концепцию сортировки пациентов по принципу: неотложное состояние в данный момент или нет. Если оно неотложное и я не знаю, я пойду за советом к более опытным коллегам. Если же состояние терпит, то можно перенести визит и найти необходимую информацию.

Вторая причина - это несправедливость. В основном оно касается отношений в коллективе и распределением обязанностей. Все знают возникающее чувство злобы, когда тебе дают задачу, которую ты по-идеи не должен делать. Что с этим делать однозначного ответа нет. Важно понимать своё положение в иерархической системе, коей является любая серьёзная, а значит и сложная медицинская организация. Оценив адекватно своё положение, нужно понять, куда ты хочешь двигаться дальше. Если нет желания развиваться и идти дальше, то можно упереться на формальных должностных обязанностях и статьях трудового кодекса. Вещь абсолютно справедливая и законная, но она не работает в том случае, если хочешь расти. Нужно иметь тонкие навыки чувства коллектива. Ведь многую часть задач вам приходится выполнять вместе. Порой, легче выполнить несправедливое по твоему мнению задание, чем идти в отказ. В конце концов, тебе часто будет нужен совет опытных коллег. Тут справедливость может сыграть в обратную сторону. Почему они должны помогать тебе, тратя свои ресурсы, в то время как ты отказался это делать? Конечно, бывают явные случаи злоупотребления со стороны коллег, но это более повод к диалогу, чем к конфронтации.

Постепенно повышая свою компетентность и эмоциональный интеллект, чувство злобы уходит. А вместо него приходит удовлетворенность пациентами, коллегами и работой в целом.